Реальное образование

Реальное образование
(от лат. realis - действительный, вещественный)
   — тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 в., гл.о. в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; основатель этой школы Х. Землер и предложил название "Realschule" - реальная школа).
   В России принципы Р.о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Р.о. получила по положению МНП 1839: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели "промышленного знания". Важным этапом в развитии Р.о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах. Школьный устав 1864 вызвал широкую общественную полемику о целях и методах гимназического образования.
   Мн. сторонники Р.о., рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактический подход к содержанию учебного курса. В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческой культуры. Практика реальных гимназий 60-х гг. 19 в. показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим учебным заведениям, они не давали и полноценного профессионального образования.
   В результате школьной реформы 1871-72, направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, программы которых переориентировались с учётом интересов торговли и промышленности. Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учреждён дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
   В конце 80-х - начале 90-х гг. вновь остро встала проблема развития Р.о. В 1888 были изменены учебные планы реальных училищ, которые стали давать общее образование. Однако с целью сократить поступление "реалистов" в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнительный класс и предписало направлять выпускников на государственную службу. На 2-м съезде по техническому и профессиональному образованию (1895-96) состояние Р.о. было признано неудовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных училищ, выдавать аттестаты только по окончании дополнительного класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высшему образованию.
   Распространению Р.о. содействовали также создававшиеся в середине 90-х гг. коммерческие училища. В 1913 в России было 276 реальных учебных заведений (ок. 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы. С 1990 в Рос. Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями создаются гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определённому профилю.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 236-237)
   См. также Гимназии
   Ч424(28)731.3

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Реальное образование" в других словарях:

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — Образование, имеющее целью приготовить человека для практической деятельности, преподавай ему науки, прямо приложимые к промышленности противоположное образованию классическому. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучных и математических циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в нач. 18 в. В России …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища …   Современная энциклопедия

  • Реальное образование — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • реальное образование — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучного и математического циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в начале XVIII в.… …   Энциклопедический словарь

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ (от лат. realis – действительный, вещественный) ОБРАЗОВАНИЕ. Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Реальное образование —         система среднего общего образования, в которой, в отличие от классического образования (См. Классическое образование), отсутствует преподавание древних классических языков и главное внимание уделяется изучению основ естественных, физико… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (от лат. realis действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование …   Большой Энциклопедический словарь

  • реальное училище — см. Реальное образование. * * * РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, см. в ст. Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»